МБОУ "Средняя школа №2 г.Грязовца"
Вологодская область
  • Наставничество

     В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»).

    В целом наставничество является мировой тенденцией, и оно охватывает все сферы деятельности: предприятия различных форм собственности, предпринимательство, социальную сферу, государственную службу и, безусловно, образование.

    Наставничество в образовании — важнейшее условие в профессиональном становлении молодого учителя, в повышении педагогического мастерства, оно значимо и в профессиональной ориентации учащихся.

    Наставничество сегодня — и популярный тренд, и осознанная необходимость.

    В зависимости от цели можно выделить основные четыре формы наставничества:

    «УЧЕНИК – УЧЕНИК», «УЧИТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ», «СТУДЕНТ – УЧЕНИК», «РАБОТОДАТЕЛЬ – УЧЕНИК».

    В таблице – особенности наставничества по каждой форме.

    Форма наставничества

    Особенности наставника

    Цель наставничества

    Результат

    Ученик – ученик

    Ученик школы, который находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, но без строгой субординации

    Разносторонняя поддержка ученика с особыми образовательными или социальными потребностями, временная помощь в адаптации к новым условиям обучения

    – повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса и школы;
    – рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;
    – рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;
    – снижение числа учеников, состоящих на учете в полиции;
    – снижение числа жалоб от родителей и педагогов

    Учитель – учитель

    Опытный педагог, располагающий ресурсами и навыками, оказывает разностороннюю поддержку молодому педагогу с опытом работы до 3 лет

    Успешное закрепление на работе молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, создание комфортной профессиональной среды внутри школы

    – повышение у молодого специалиста уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;
    – рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в школе;
    – качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах;
    – сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;
    – рост числа профессиональных работ педагога: статей, исследований, методических практик молодого специалиста

    Студент – ученик

    Учащийся СПО или студент вуза, который оказывает весомое влияние на наставляемого, помогает ему с профессиональным и личностным самоопределением, способствует коррекции образовательной траектории

    Формирование у ученика представлений о следующем этапе образования, улучшение образовательных результатов и мотивации, расширение метакомпетенций, получение ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития

    – повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри школы;
    – рост успешно реализованных образовательных и культурных проектов учеников;
    – снижение числа социально и профессионально дезориентированнных учеников;
    – увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников

    Работодатель – ученик

    Представитель регионального предприятия (профессионал), который активизирует профессиональный и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации, помогает познакомиться с профессией

    Привлечение молодых сотрудников на предприятие, передача личного опыта, обоюдное развитие навыков, успешное формирование у ученика осознанного подхода к реализации личностного потенциала

    – повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона в школе;
    – рост кружков по интересам, внеурочных мероприятий по профессиональной подготовке;
    – увеличение процента обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;
    – рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности (совместно с наставником);
    – увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
    – рост выпускников, планирующих трудоустройство на региональных предприятиях

    Федеральные документы

    Региональные документы

    Муниципальный и школьный уровень

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie